
Часто на просторах Интернета мы встречаем вредные советы. Сегодня речь пойдет об одном из них. Совет состоит в том, что если Путин устраивает международный бардак, то нужно отвлечь его отступлением или уговорами, и тогда он перестанет безобразничать. Авторы таких советов предлагают каждый раз, когда Путин наезжает на соседей, нарушает собственные договора или раскачивает лодку в той или иной стране, кинуть ему подачку, которой он увлечется, решив, что это его победа, и таким образом переключить его неуемную энергию.
Граждане многих стран верят статьям в Интернете и прилежно начинают этот совет использовать. В итоге некоторые из таких граждан, а иногда и некоторые из таких стран обращаются к психиатру, так как от подобной коррекции путинское поведение не только не исчезает, но и начинает повторяться все чаще и интенсивнее, доведя граждан до истерики. А все потому, что международная общественность вовсе не говорит Путину: «Перестань делать то, что ты делаешь, и за это получишь нашу благодарность», а посылают ему обратное сообщение: «Если будешь так вести себя и дальше, то тебе всё разрешат, хоть разнеси весь мир в щебенку».
По сути люди занимаются не переключением поведения Путина, а положительным его подкреплением. Давайте разберемся, откуда такая путаница.
Положительное подкрепление – это процесс, при котором Путин во время своего безобразного поведения всегда или почти всегда получает то, что ему приятно: согласие, капитуляцию, индульгенцию, приглашение на форум лидеров крупнейших стран.
Переключение – это процесс, когда внимание Путина переключается на какой-либо нейтральный, ничего не значащий для него стимул, или команду, с которой путинский опыт знаком. Например, его приглашают в Турцию или его приспешника выбирают президентом Международной шахматной федерации. Или его портрет помещают на обложку американского журнала – и он тут же отменяет что-нибудь мелкое, например, акцию возмездия русским перебежчикам. Одного в Англии почти спалил, а потом заиграл отбой. И все решили, что он одумался. Фиг вам! Он просто размяк на время.
Учтите, переключение не формирует поведение Путина в перспективе, но помогает ему отвлечься от раздражающего стимула здесь и сейчас или прервать устоявшийся негативный комплекс действий: шел бить соседнюю страну, отвлекся – забыл, что хотел. Именно поэтому уцелела остальная Грузия.
И только после того, как Путин переключился, вы можете формировать правильное его поведение с помощью положительного подкрепления.
Пример: Путин всегда сшибает чужие гражданские лайнеры, если они пролетают вблизи его ракетных комплексов. Такой у него комплекс! По неправильному совету в Интернете, нужно каждый раз кидать Путину подачку, когда он сшибает очередной лайнер, – и он переключится и не сшибет второй, который летит следом.
Население Европы начало проводить коррекцию поведения по этой схеме, и первые несколько дней это действительно срабатывало. Путин увлекся международной уступкой, например, занялся мелким вмешательством в чужие выборы, за что не получил по рукам, а наоборот – с ним стали беседовать главы государств, на основании чего Путин решил, будто он того же ранга, что они, и совершенно забыл о втором лайнере, которому удалось проскочить. Народы мира обрадовались: они провели Путина! Но через пару месяцев поведение русского президента стало явно ухудшаться. Он начал пытаться влиять на выборы даже там, где у него не было никаких интересов, и там, где вообще не было никаких выборов, и заодно зачем-то пересажал свою оппозицию, которая на треть уехала из страны, создав уникальную ситуацию в Европе, где на каждого сирийского беженца скоро будет один айтишник из Москвы. А когда Путину стало особенно скучно, он совсем озверел.
Итак, каждый раз, когда Кремль лез драться, он получал подарок: с ним разговаривали. Через год Путин сообразил, как можно получить очередной подарок: нужно просто стянуть войска к границе – и ООН побежит к нему с утешительным призом. Так как призы хотелось получать постоянно, а Запад предлагает их не часто, Путин начал использовать стягивание войск как способ инициации политической игры. В процессе мелких нападений, так как Путину никто не давал сдачи, он возомнил себя великим победителем. Так поведение по преследованию соседей закрепилось в его одномерном сознании уже с двух сторон: со стороны потакания международными форумами и со стороны собственного ощущения своего величия в результате явных побед.
Как же в этом случае надо правильно было поступить? Как использовать переключение в такой ситуации и вообще нужно ли его использовать?
Если честно, то специалисты-путинологи не рекомендуют часто использовать переключения, потому что Путин не настолько ориентирован на адекватное поведение в мире людей, чтобы уметь хорошо переключаться. Но следует перейти к переключению на нейтральный стимул, например, на уступку в поставке газа: поставляй, но не балуй! Именно этим путем пошла Канада, починив ему одну турбину.
Переключение лучше работает с использованием команд, уже известных Путину. Например, команда "празднуй победу". Скажем, путинские войска отброшены от Киева – тут же его поздравляет по телефону французский президент, а за ним уже к вечеру сам Байден. Если Путин почувствует подвох от француза, то, услышав Вашингтон, он тут же переключится на хорошее настроение. И не будет нервно посылать свои войска, чтобы они во что бы то ни стало отвоевали потерянное. А украинцы тем временем продолжат успешно долбить по русским американскими хаймерсами.
Обратили внимание? Раньше с ним поощрительно беседовали. Теперь одной рукой беседуют, а второй бьют.
Или еще хороша команда "прости нас, олухов". Скажем, Путин бомбит украинские сухогрузы с зерном, к вечеру Зеленский звонит в Кремль и передает через секретаря самого низкого ранга: прости меня, Путин, я больше не буду. Утром все американские газеты выходят с шапками: Путин, прости его! При этом зерно можно продолжать слать и даже бомбить русские крейсеры в Черном море – но Путин уже обмяк и расслабился.
Способов полно, нужно просто проявить выдержку и международную смекалку. Вывод очевиден: дрессируйте Путина правильно и тогда почти любую проблему в его бандитском поведении удастся решить или скорректировать до приемлемого уровня. А убить его всегда успеете.